Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Кто может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения коронавируса?
Кто может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения коронавируса?

В ответе на вопрос 22 "коронавирусного" обзора Верховного Суда РФ № 1 от 21.04.2020г. содержатся следующие выводы:

Верховный суд РФ определил круг лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарно-противоэпидемического режима в связи с угрозой распространения коронавируса, а также за невыполнение в установленный срок законного предписания или требования уполномоченного органа подлежат, в частности:

- лица с подозрением на наличие коронавируса;
- лица, прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;
- лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие коронавируса;
- лица, уклоняющиеся от лечения коронавируса

В ответе на вопрос 15 "коронавирусного" обзора Верховного Суда РФ № 2 от 30.04.2020 г. ВС РФ указал, что в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного – физического лица следует квалифицировать по части 2 статьи 236 УК РФ. Если в результате действий (бездействия), указанных в ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека, то содеянное полностью охватывается данным составом правонарушения и дополнительной квалификации не требуется.


Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года):

Вопрос 22: Какая категория физических лиц подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

Ответ: Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).

Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").

Вместе с тем, при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.


Другие вопросы раздела V Обзора № 1 "Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях":

  • Вопрос 17. Административная ответственность по ч. 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности
  • Вопрос 18. Кто вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ?
  • Вопрос 19. Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ
  • Вопрос 20. Дела по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ рассматривают судьи по месту совершения правонарушения
  • Вопрос 21. За правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ может быть назначено наказание в виде предупреждения в зависимости от обстоятельств
  • Вопрос 22. Кто может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения коронавируса?
  • Вопрос 23. Кто вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ?
  • Вопрос 24. Срок давности привлечения к ответственности по ч. 2 статьи 6.3 КоАП РФ
  • Вопрос 25. Дела по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ рассматривают судьи по месту совершения правонарушения
  • Вопрос 26. Перенос срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении в период коронавируса

Другие разъяснения по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) см. в обзорах Верховного Суда РФ:

  • Обзор № 2 (утвержден Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года)
  • Обзор № 3 (утвержден Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 года)
Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна