Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
Являются ли внуки военнослужащего членами его семьи? Судебная практика

Согласно п. 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:

  • супруга (супруг);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В то же время, согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Таким образом, понятие "член семьи нанимателя" в ЖК РФ не тождественно данному понятию в законе "О статусе военнослужащих".

Однако если для регулирования жилищных отношений с участием военнослужащих применять только закон N 76-ФЗ в отрыве от ЖК РФ, то это приведет к абсурдным ситуациям. Например, военнослужащий и члены его семьи (скажем, в составе 4 человек: наниматель, его супруга, и два ребенка 21 и 22 года) состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях. Одному ребенку исполняется 23 года, другой - отчислен из ВУЗа. По смыслу п. 5 статьи 2 закона "О статусе военнослужащих" оба ребенка перестают быть членами семьи военнослужащего, который, в свою очередь, не вправе предендовать на предоставление ему жилого помещения исходя из прежнего числа членов его семьи, то есть 4 человека, а вправе рассчитывать на жилое помещение по норме предоставления на двоих (себя и супругу).

В приведенном выше п. 5 статьи 2 закона N 76-ФЗ есть оговорка: "если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами".

В то же время, как указано в статье 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Как указано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации... По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Признание членом семьи военнослужащего.
Примеры из судебной практики

Пример 1. Решением гарнизонного суда внучка признана членом семьи военнослужащего

Судом постановлено: заявление М. удовлетворить, а действия командира войсковой части, утвердившего решение жилищной комиссии этой же части об исключении внучки заявительницы Е. из списка лиц, подлежащих обеспечению жильём совместно с заявительницей, признать незаконным и не порождающими правовых последствий с момента их совершения.

Суд пришел к выводу о том, что признание внучки заявительницы членом ее семьи и регистрация внучки по месту жительства военнослужащей обусловлены объективными обстоятельствами, произведены на законных основаниях и не связаны с намерением военнослужащей необоснованно расширить круг членов своей семьи.

На основании этого суд признал действия ответчиков, воспрепятствовавших реализации жилищных прав Мусиновой и членами её семьи, незаконными и не порождающими правовых последствий с момента их совершения (см. подробнее решение Кировского гарнизонного военного суда от 14 июля 2010 г.)

Пример 2. Внучка военнослужащего должна быть признана членом его семьи

Старший прапорщик Руссу (истица) обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий военного комиссара, связанных с исключением внучки заявителя из числа лиц, являющихся членами ее семьи и нуждающихся в улучшении жилых условий, и решений жилищной комиссии военного комиссариата, связанных с распределением жилых помещений.

Указала, что военный комиссар области издал приказ, которым внучка заявительницы исключена из членов ее семьи, снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.

В удовлетворении заявленных требований отказано.

Рассмотрев материалы дела и проверив доводы надзорной жалобы, Военная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения дела является установление принадлежности внучки к членам семьи заявителя как нанимателя жилого помещения.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 22 Постановления от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жилым помещением, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ.

Как установлено судом, Руссу проживает с двумя дочерями и внучкой в двух комнатах общежития, то есть, согласно положениям статьи 92 Жилищного кодекса РФ, является нанимателем жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Согласно материалам дела, внучка вселена в занимаемое Руссу жилое помещение в качестве члена ее семьи и ведет с заявителем общее хозяйство.

Следовательно, вывод суда кассационной инстанции об отсутствии оснований для признания внучки Руссу членом ее семьи, как нанимателя жилого помещения, и о правомерности действий жилищной комиссии, связанных со снятием ребенка с учета нуждающихся в жилых помещениях, отказом в распределении заявителю жилого помещения на семью из четырех человек и распределением трехкомнатных квартир без учета права Руссу, следует признать ошибочным.

Мнение суда кассационной инстанции о том, что при определении круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на обеспечение жильем, следует руководствоваться п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является ошибочным и противоречит разъяснению, содержащемуся в 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". При таких обстоятельствах рассуждения Московского окружного военного суда о том, что внучка не находится на иждивении Руссу, являются беспредметными (см. подробнее определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2010 г. N 201-В10-20).

Комментарии к приведенному определению ВС РФ: данное определение ВС РФ является законным и обоснованным. Суд верно указал на то, что при отнесении к членам семьи нанимателя проживающих с ним лиц следует руководствоваться ЖК РФ, на что указывал и ВС РФ в Постановлении Пленума № 9. При этом справедливо отмечено, что выяснение вопроса находится ли проживающий совместно родственник на иждивении нанимателя для целей отнесения (или не отнесения) его к членам семьи не имеет никакого значения. Родственнику нанимателя (родственнику члена семьи нанимателя) достаточно быть вселенным нанимателем в качестве члена его семьи и вести с ним общее хозяйство.

Практика отказов в иске
о признании членом семьи военнослужащего

Однако суды разрешая подобные споры нередко руководствуются не статьей 69 ЖК РФ и разъяснениями в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9, а пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", где по сравнению с ЖК РФ существенно сужен круг лиц, относящихся к членам семьи нанимателя.

Пример 1. Суд отказал в признании внучки военнослужащего членом его семьи

Суд не признал внучку членом семьи военнослужащего и отказал в иске об обязании командира войсковой части внести в личное дело военнослужащего в качестве члена его семьи несовершеннолетнюю внучку; отказано в удовлетворении требования об обязании командира войсковой части при распределении военнослужащему постоянного жилого помещения, предоставить его на состав семьи, включая несовершеннолетнюю внучку

Б.Е., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Б.А., обратилась в суд с иском к командиру войсковой части о признании членом семьи совместно проживающего родственника.

В обоснование своих требований истица указала, что, она является дочерью и членом семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части (Спецстрой России) - полковника К.Н. Семья К.Н. в составе жены К.Е., дочери (истицы) Б.Е., и сына К.А., состоит на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения, которое в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", положено военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.98 г. и совместно проживающим с ним членам семьи. Однако, в качестве члена семьи К.Н., имеющих право на жилищное обеспечение, не учтена внучка К.Н. - Б.А., - дочь истицы, которая с момента рождения проживает и зарегистрирована по месту жительства К.Н., в связи с чем, по мнению истицы, нарушаются ее жилищные права.

В удовлетворении требований отказано. При этом суд указал следующее.

Несовершеннолетняя Б.А. совместно проживает единой семьей с К.Н., который приходится ей дедушкой.

В соответствии с пунктом 5 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семьи военнослужащего помимо супруга и детей (несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) относятся так же лица, находящиеся у него на иждивении.

Для признания лица иждивенцем необходимо установить факт полного его содержания или получения им помощи, являющейся основным и постоянным источником средств к существованию.

Согласно пп. 2 ст. 9 Закона 173-ФЗ внуки признаются нетрудоспособными членами семьи только в том случае, если у них нет трудоспособных родителей.

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Б.Е. и Б.Д. состоят в зарегистрированном браке, родительских прав в отношении несовершеннолетней Б.А. не лишены, и в соответствии со ст. 80 СК РФ обязаны полностью содержать несовершеннолетнюю дочь Б.А.

Кроме того, суд первой инстанции учел, что в собственности отца Б.А. имеется квартира. Отец имеет возможность обеспечить жильем своего ребенка, в том числе зарегистрировать его по месту своего жительства (см. подробнее определение Московского городского суда от 29 июня 2010 г. по делу N 33-19204)

Пример 2. Суд не признал внука военнослужащего членом его семьи

П.В.В. обратился в суд с иском к войсковой части о признании членом семьи несовершеннолетнего внука, указав, что он обратился в войсковую часть для рассмотрения жилищной комиссией вопроса об увеличении численного состава семьи до 5 человек и, соответственно, о необходимости предоставления жилого помещения большей площади. В удовлетворении заявления истца жилищной комиссией было отказано. Не согласившись с таким решением, истец обратился в суд, считает отказ необоснованным и незаконным, поскольку зарегистрированный по месту жительства внук истца был вселен в жилое помещение как член семьи нанимателя.

Суд в иске отказал. Суд кассационной инстанции оставил решение в силу указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставление военнослужащим жилых помещений осуществляется в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами.

Учитывая, что истец является военнослужащим и был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, он имеет право на предоставление ему жилого помещения в порядке, определенном Жилищным кодексом РФ.

По смыслу норм ст. 49, 50 ЖК РФ жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, исходя из установленной нормы размера общей площади жилого помещения на одного человека.

Из материалов дела усматривается, что истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии войсковой части с составом семьи из 4-х человек: П.В.В. (истец), П.Е.Ф. (супруга истца), П.А.В. (сын), П.Т.В. (сын). Согласно выпискам из ЕГРП лица, зарегистрированные по указанному адресу, не имеют права собственности на занимаемое жилье. 12.11.2009 года по указанному адресу был зарегистрирован как член семьи нанимателя внук заявителя - несовершеннолетний П.В.А. Разрешая заявленные требования, суд правильно применил нормы материального права и указал, что внук заявителя может быть признан членом семьи нанимателя только в том случае, если он имеет нетрудоспособных родителей, либо если он находится на полном содержании или получал помощь от заявителя, которая была бы для ребенка постоянным и основным источником средств к существованию.

Суд правильно принял во внимание, что мать ребенка П.С.А. имеет в собственности долю квартиры (см. подробнее определение Московского городского суда от 10 ноября 2010 года по делу N 33-34601)

Выводы:

Полагаем, что вывод суда о том, что внук военнослужащего не может являться членом его семьи тогда является провомерным, когда родители этого внука (дети военнослужащего) проживают не совместно с военнослужащим (не зарегистрированы по одному месту жительства), не ведут с ним общее хозяйство, а занимают иное жилое помещение (находящееся у них в собственности, на основании договора социального найма или же являются членами семьи собственника). Но в том случае, когда родители, дети, и внуки совместно проживали и проживают в одном жилом помещении, то оснований полагать, что внук не является членом семьи нанимателя не усматривается.

Также, на наш взгляд, спорной является позиция судов согласно которой, если хотя бы у одного из родителей имеется доля (хотя бы незначительная) в праве на жилое помещение, но родители ребенка проживают, например, в семье тестя (военнослужащего) вместе с ребенком (внуком нанимателя), то внук не может быть признан членом семьи данного нанимателя (военнослужащего).


Рекомендуемые публикации:

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" (г. Омск), 09.10.2011г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна