Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
Учетная норма площади жилого помещения. Размер учетной нормы в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях

Содержание публикации:

  • Кому может быть предоставлено жилье по договору социального найма?
  • Кого следует считать малоимущим?
  • Кого считать нуждающимся в жилом помещении?
  • Определение понятия "учетная норма площади жилого помещения"
  • Размер учетной нормы. Кто устанавливает учетную норму?
  • Учетная норма площади жилого помещения в Москве
  • Учетная норма площади жилого помещения в Московской области
  • Учетная норма площади жилого помещения в Санкт-Петербурге
  • Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области
  • Предоставление жилья в социальный наем гражданам, не являющимся малоимущими

От того, какая учетная норма площади жилого помещения установлена в муниципальном образовании зависит возможность граждан встать на учет нуждающихся в жилом помещении и последующее улучшение жилищных условий путем предоставления им жилого помещения большей площади.

Прежде чем перейти к вопросу об учетной норме площади жилого помещения, остановимся на связанных с этим положениях ЖК РФ об условиях и основаниях предоставления жилья по договору социального найма (в частности, кого считать нуждающимся в жилом помещении? Кого следует считать малоимущим?).

Кому может быть предоставлено жилье по договору социального найма?

В ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном ЖК РФ порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Таким образом, в социальный наем жилье предоставляется гражданам, которые являются нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), но не всем, а только тем, которые признаются малоимущими.

Кого следует считать малоимущим?

Жилищный кодекс РФ не устанавливает кого считать малоимущим, поскольку уровень жизни в разных регионах России существенно различается. Вместе с тем в ЖК РФ называется два критерия, которыми нужно руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует считать малоимущим.

Для целей ЖК РФ малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Другими словами, малоимущими следует считать граждан:

  • имеющих невысокий доход в расчете на каждого члена семьи. Предельный размер дохода, обеспеченность ниже которого дает возможность считать гражданина малоимущим, устанавливается органами местного самоуправления;
  • с невысоким доходом, у которых нет имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости. Если, например, в семье весьма низкий доход на каждого члена семьи, но у кого-либо из них имеется дорогостоящий загородный дом, то такие граждане не будут считаться малоимущими.

Законами субъектов РФ должен устанавливаться порядок признания граждан малоимущими и определяться каким образом граждане подтверждают, что они являются малоимущими: какими документами подтверждается состав семьи, доход каждого члена семьи; как производить расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи; какие документы должны быть представлены об имеющемся имуществе, подлежащем налогообложению, и как определяется его стоимость и т.д.

По договору социального найма жилье может предоставляться не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам (например, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, судьям, работникам прокуратуры и т.д.). Соответствующие указания могут содержаться как в федеральных законах, так и в законах субъектов Федерации и, кроме того, в указах Президента РФ. Подробнее об этом см. ниже.

Кого считать нуждающимся в жилом помещении?

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.

Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать тех граждан, у которых отсутствует какое-либо право на жилое помещение, а также тех, у кого на каждого пользователя жилого помещения приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления.

Например, в двухкомнатной квартире площадью 44 кв. м. проживают супруги и их трое детей (т.е. всего 5 человек). На каждого члена семьи приходится по 8,8 кв. м. При этом, предположим, что органом местного самоуправления учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв. м. Таким образом, все члены семьи считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 10 кв. м. При этом, не имеет значения, принадлежит ли квартира семье на праве собственности или семья занимает данное жилое помещение на условиях договора социального найма.

При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны:

  • а) малоимущие граждане;
  • б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или указами Президента РФ.

Для определения нуждаемости в жилье не учитываются лица, проживающие в жилом помещении временно

При расчете площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего в нем гражданина, не учитываются граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма (ст. 76 ЖК РФ), договора краткосрочного найма (ст. 671 ГК РФ), граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ), а также граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания. Указанные граждане не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, именно поэтому не принимаются в расчет.

Например, в квартире, площадью 33 кв. м. проживают супруги, являющиеся собственниками данного помещения, а также их ребенок как член семьи собственника. В квартире также проживает и зарегистрирован по месту пребывания брат одного из супругов. При установленной органом местного самоуправления учетной норме площади жилого помещения в 10 кв. м., семья не будет признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку брат не приобрел самостоятельного права пользования, а на каждого члена семьи из трех человек (исключая брата) приходится по 11 кв. м., что больше учетной нормы.


Рекомендуем по теме:

Обзор практики рассмотрения судами в 2013 – 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года)

Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета. Судебная практика


Определение понятия "учетная норма площади жилого помещения"

Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).

Вместе с тем, в литературе справедливо отмечается, что вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (о том, что учетная норма - минимальный размер), учетная норма - это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

Следует обратить внимание, что понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Размер учетной нормы. Кто устанавливает учетную норму?

Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.

Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ.

При установлении учетной нормы учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, степень остроты жилищной проблемы, состояние и структура имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

Установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Такие примеры приведены ниже.

Учетная норма площади жилого помещения в Москве

В соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 (ред. от 20.02.2019) "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

Учетная норма площади жилого помещения в Московской области

Учетная норма в Московской области в зависимости от территории установлена в размере от 7,5 до 15 кв. м. 

Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Московской области (на примере некоторых муниципальных образований МО):

  • Городской округ Балашиха МО - не более 9 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10);
  • Богородский городской округ МО - 8 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);
  • Городской округ Бронницы МО – 10 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);
  • Городской округ Власиха МО - не более 8,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);
  • Волоколамский район МО - не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);
  • Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО - не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);
  • Городской округ Воскресенск МО - 9 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Воскресенск МО от 20.12.2019 N 72/8);
  • Городской округ Восход МО -  12 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/20);
  • Городское поселение Некрасовский Дмитровского муниципального района МО -  10 кв. м. общей площади - для проживающих в отдельных квартирах; - 15 кв. м. общей площади - для проживающих в коммунальных квартирах (Решение Совета депутатов городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района МО от 11.08.2016 N 119/37);
  • г. Долгопрудный МО - не более 9 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);
  • Городской округ Клин МО - 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м. жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов городского округа Клин МО от 25.02.2021 N 9/81).
  • Городской округ Лосино-Петровский МО - 7,5 кв. м. общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего (Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 25.12.2006 N 66/11 (ред. от 20.04.2016);
  • Городское поселение Лотошино Лотошинского муниципального района МО - 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района МО от 24.10.2008 N 160/25 (ред. от 26.12.2008).

Учетная норма площади жилого помещения в Санкт-Петербурге

В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 (ред. от 08.11.2019) учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

9 кв. м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м. общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области

Учетная норма в Ленинградской области установлена в размере от 9 до 12 кв. м.15 кв. м. для коммунальной квартиры) в зависимости от территории.

Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Ленинградской области на примере некоторых муниципальных образований:

  • город Сосновый Бор Ленинградской области - 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Собрания представителей муниципального образования "Город Сосновый Бор" Ленинградской области от 28.03.2005 N 35 (ред. от 28.10.2008);
  • Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - 9 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.02.2006 N 34);
  • Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области - 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2006 N 33);
  • город Волхов Ленинградской области - 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38);
  • город Всеволожск - 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2020 N 27);
  • Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области - 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 28.02.2006 N 43);
  • город Гатчина - 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования "Город Гатчина" Ленинградской области от 29.06.2005 N 22/1);
  • Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области - 9 и менее кв. м. общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах и 15 кв. м. и менее общей площади в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов муниципального образования Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 10.02.2016 N 158).

Предоставление жилья в социальный наем гражданам,
не являющимся малоимущими

В ч. 6 ст. 50 ЖК РФ предусмотрена возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма в силу специального законодательства (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Такая учетная норма площади жилого помещения должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента РФ или в законах субъектов РФ, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.

Для предоставления жилья в социальный наем этим категориям граждан неважно, каков их доход, есть ли у них имущество, подлежащее налогообложению, и какова его стоимость. Важно то, что они считаются нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения по договорам социального найма на основании федерального закона предоставляются, например, следующим категориям граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ):

  • педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации");
  • сотрудники, уволенные со службы в органах внутренних дел, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность (ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
  • инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
  • больные заразными формами туберкулеза имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст. ст. 57, 58 ЖК РФ) (ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").

Также жильем обеспечиваются следующие категории граждан:

  • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О ветеранах");
  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обеспечиваются жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС");
  • дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилым помещением при отсутствии у них жилья в собственности или по договору социального найма. При определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна