Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
Снос самовольной постройки органом местного самоуправления. Позиция Конституционного Суда РФ

Об определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 1748-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации"


С 1 сентября 2015 года внесены изменения в статью 222 ГК РФ. Статья дополнена пунктом 4, согласно которому, органы местного самоуправления городского округа вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:

  • в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)
  • на территории общего пользования
  • в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

По некоторым утверждениям, внесение указанных поправок в статью 222 ГК РФ было продиктовано желанием властей Москвы снести постройки, возведенные еще при мэре Лужкове. Но практически все дела о сносе самовольных построек мэрия Москвы в суде благополучно проигрывала по причине пропуска срока исковой давности. Требовался механизм обхода такого правового тупика.

В итоге "родилась" новая редакция статьи 222 ГК РФ, включающая обсуждаемый пункт 4. И вот, теперь уже "по закону" власть может сносить многие постройки, включая те, которые ранее отказался сносить суд. Сроки исковой давности и прочая "правовая ерунда и мелочь" теперь не имеет значения.

А далее случилась "ночь длинных ковшей" ...

Позиция Конституционного Суда РФ:
п. 4 ст. 222 ГК РФ не противоречит Конституции!

В своем запросе в Конституционный Суд РФ депутаты Государственной Думы утверждали, что пункт 4 статьи 222 ГК РФ противоречит целому ряду статей Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что пункт 4 статьи 222 ГК РФ не может рассматриваться как нарушающий чьи-либо конституционные права и противоречащий Конституции РФ.

Обязательны ли ранее вынесенные судебные
постановления, касающиеся самовольных построек?

Как отметил КС РФ, принятие органом местного самоуправления решения о сносе постройки по мотивам и доводам, которые были ранее отклонены судом, означает, по сути, преодоление требования об обязательной силе судебного решения, которое является обязательным для всех без исключения органов власти и местного самоуправления.

Такие решения органов местного самоуправления не могут быть признаны согласующимися с конституционным правом на судебную защиту.

Однако КС РФ, на наш взгляд, фактически нивелировал все изложенные выше суждения об "обязательной силе судебного решения", когда признал право на внесудебные расправы сносы при наличии "новых фактических обстоятельств" и "специфических оснований для сноса". Люди, знакомые с российскими правовыми реалиями прекрасно понимают, что если сильно кому-нибудь нужно, то российский суд, используя подобные размытые и неконкретизированные формулировки "пристально рассмотрит и найдет" любые необходимые обстоятельства по делу. А в данном случае речь идет даже не о суде, а об органе местного самоуправления, который фактически оказался наделенным судебными полномочиями по оценке и признанию любых обстоятельств в качестве этих самых "новых обстоятельств" и "специфических оснований". Другими словами: "есть решение суда, легализующее постройку - ну так, а мы видим новые обстоятельства и вот тебе наше решение о сносе без всякого суда. Не согласен – обжалуй наше решение в суде". Правда, как показывает московская практика, пока суд рассмотрит дело, твое строение уже снесут.

Итак, речь шла о следующем абзаце определения КС:

"… не исключается возможность принятия решений о сносе самовольных построек, основанных на новых фактических обстоятельствах, которые ранее не были предметом исследования в судах, например в случае, если после вынесения судебного постановления об отказе в удовлетворении искового требования о сносе самовольной постройки последняя была реконструирована и на ее основе создан новый объект, который не отвечает требованиям безопасности, или если судом в ходе рассмотрения дела не оценивалось наличие либо отсутствие перечисленных в пункте 4 статьи 222 ГК Российской Федерации специфических оснований для сноса самовольной постройки".

Обжалование решения органа местного
самоуправления о сносе в судебном порядке

Органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки, после чего обязаны в течение семи дней со дня принятия решения направить копию такого решения с указанием срока сноса лицу, осуществившему самовольную постройку. Такой срок не может составлять более чем 12 месяцев.

Таким образом, как указывает КС РФ в своем определении, поскольку лицо, осуществившее самовольную постройку, заранее ставится в известность о принятом решении о сносе, оно может оспорить данное решение в судебном порядке. А суд, в свою очередь, руководствуясь частями 1 и 2 статьи 85 и статье 223 КАС РФ вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Сообщение о планируемом сносе,
если осуществившее постройку лицо не выявлено

Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, то в течение семи дней со дня принятия решения о сносе орган местного самоуправления обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом сносе самовольной постройки и размещение данной информации:

  • на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка.

В этом случае снос самовольной постройки может быть организован органом местного самоуправления, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения сообщения о планируемом сносе такой постройки в сети "Интернет".

Внесудебный снос органом местного
самоуправления допустим лишь в случае, если лицо,
осуществившее самовольную постройку, не было выявлено

Резюмируя изложенное, КС РФ указывает, что в пункте 4 статьи 222 ГК РФ закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений:

1. возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов (самовольных построек);

2. земельные участки, на которых они возведены, расположены:

- в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- либо на территории общего пользования;
- либо в полосе отвода инженерных сетей.

В пункте 4 статьи 222 ГК РФ закрепляется механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления указанных решений в отношении таких построек, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено.

При отсутствии какого-либо из условий, указанных в пункте 1 и абзаце первом пункта 4 статьи 222 ГК РФ, решение о сносе в отношении зданий, строений или сооружений органами местного самоуправления принято быть не может.

Таким образом, из буквального толкования текста комментируемого определения КС РФ, следует, что п. 4 статьи 222 ГК РФ позволяет органам местного самоуправления:

  • принимать решения о сносе самовольных построек, если лицо, осуществившее самовольную постройку выявлено;
  • принимать решение о сносе и самостоятельно реализовывать (т.е. сносить самовольные постройки), если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено.

Александр Отрохов, 22.10.2016г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна