Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Статья 306 ГК РФ. Последствия прекращения права собственности в силу закона
Статья 306 ГК РФ. Последствия прекращения права собственности в силу закона

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 306 ГК РФ. Последствия прекращения права собственности в силу закона

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.


Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 306 ГК РФ

Прекращение права частной собственности путем принудительного обращения в государственную собственность на основании специального закона именуется национализацией (абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Государство может национализировать стратегически важные объекты, имущественные комплексы и целые отрасли (например, банки, организации связи или сырьевые предприятия).

Причины, по которым государство может решить национализировать какое-то имущество, как и принять подобный закон, в Гражданском кодексе РФ не указаны. Они определяются государственными интересами. Это может быть, например, экстренная мера для спасения экономики страны, ее безопасности и обороны.

Положения статьи 306 ГК РФ призваны конкретизировать нормы абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК РФ о национализации и условиях ее осуществления.

Статья 306 ГК РФ закрепляет право собственника на возмещение в полном объеме убытков (ст. 15 ГК РФ). Данная норма основана на положении ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, которая также определяет условия принудительного отчуждения имущества для государственных нужд, а именно при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обязанность по возмещению убытков возлагается на государство.

При возникновения споров о возмещении убытков, причиненных прекращением права собственности, они могут быть переданы на рассмотрение суда, что следует из права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции РФ, а также ст. 11 ГК РФ.

В случае предъявления собственником иска о возмещении ему убытков по основаниям, предусмотренным ст. 306 ГК РФ, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в целом в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа (например, федерального казначейства).

Таким образом, вместо установления порядка возмещения убытков законодатель в статье 306 ГК РФ ограничился абстрактным указанием на ряд гарантий законности проведения национализации. К ним относятся:

  • принятие федерального закона, но не иного нормативного акта (например, закона субъекта РФ);
  • обязательное возмещение убытков, в которые обязательно включается стоимость национализируемого имущества;
  • разрешение споров, связанных с определением их размера, исключительно в судебном порядке.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, особого смысла в воспроизведении в ст. 306 ГК РФ указанных гарантий нет, поскольку все они выводятся из п. 3 ст. 55 Конституции и общих положений гражданского законодательства.

В настоящее время закон о национализации в Российской Федерации не принят, поэтому выявить условия ее проведения можно лишь на основе принципов действующего законодательства. Очевидно, например, что определение размера возмещаемых убытков невозможно как минимум без проведения обязательной оценки объектов национализации (ст. 8 Закона об оценочной деятельности). Для обеспечения соответствующих выплат требуется выделение в федеральном бюджете необходимых денежных средств целевым назначением, поскольку возмещение осуществляется за счет государства.

Несмотря на отсутствие процедуры национализации, государство все равно может изъять у собственника имущество. Основания для этого предусмотрены законом и весьма разнообразны (п. 2 ст. 235 ГК РФ). Например, отчуждение здания в связи с изъятием земельного участка из-за ненадлежащего использования последнего. Принимать дополнительные законы при этом не требуется.

Национализацию необходимо отличать от других способов принудительного прекращения права собственности в пользу государства, в частности от реквизиции. Так, национализация осуществляется лишь на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи (имущества), но и всех причиненных этой национализацией убытков. Реквизиция согласно ст. 242 ГК РФ осуществляется по решению государственных органов в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

Национализация в отличие от реквизиции может иметь в качестве оснований не только чрезвычайные обстоятельства и, как правило, распространяет свое действие не индивидуально, а на категории лиц, виды объектов, сферы экономики. По окончании действия чрезвычайных обстоятельств объект реквизиции может быть возвращен бывшему собственнику. При национализации ничего подобного быть не может.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна