Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Порядок ликвидации ТСЖ. Судебная практика
Порядок ликвидации ТСЖ. Судебная практика

В каком порядке ликвидируется ТСЖ? Есть ли особенности ликвидации ТСЖ, отличия от порядка ликвидации коммерческих юридических лиц, таких как общество с ограниченной ответственностью?

Ответ:

Порядок ликвидации ТСЖ не содержит каких-либо особенностей. Процедура прописана в нормах статей 61 - 65 Гражданского кодекса РФ.

То есть, если, к примеру, общим собранием собственников помещений МКД принято решение об изменении способа управления домом с ТСЖ на непосредственное управление или управляющую организацию, то само такое решение еще не основание для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации ТСЖ, необходимо пройти процедуру ликвидации.

Примеры из судебной практики

Пример 1. Суд не усмотрел оснований для принятия решения о ликвидации ТСЖ, т.к. не выполнены процедуры для ликвидации юрлица

По делу о ликвидации ТСЖ, истица в качестве одного из оснований для ликвидации ТСЖ предъявила решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственниками помещений принято решение об изменении способа управления на непосредственный способ управления.

Суд счел данный довод несостоятельным, указав, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме или членов ТСЖ, принявшее решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию и уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами товарищества собственников жилья.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации товарищества собственников жилья, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации товарищества. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации товарищества.

Представленный истицей суду протокол общего собрания не содержит решение по вопросу о ликвидации товарищества, не назначена ликвидационная комиссия, не выполнены предусмотренные законом другие обязательные процедуры, предусмотренные для ликвидации юридического лица.

Следовательно, суд приходит к выводу, что оснований для принятия решения о ликвидации ТСЖ с возложением обязанности на председателя товарищества осуществить его ликвидацию не имеется (извлечение из решения Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 20 марта 2012 г.).

Пример 2. До проведения всех предусмотренных законом процедур невозможно внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ТСЖ

Жилищный кодекс РФ не устанавливает каких-либо особенностей порядка ликвидации товарищества; следовательно, в этих вопросах необходимо руководствоваться ст. ст. 61 - 65 ГК РФ.

Кроме того, в ст. ст. 62, 63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, исходя из смысла ст. ст. 62, 63 ГК РФ, до проведения вышеописанных процедур и представления документов, указанных в законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" невозможно внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица (извлечение из решения Никулинского районного суда г. Москвы от 17 мая 2012 г. по делу № 2-4330/12).


Вернуться в началу обзора: "Ликвидация ТСЖ. Судебная практика", включающего следующие статьи:

  1. Порядок ликвидации ТСЖ. Судебная практика
  2. Ликвидация ТСЖ в случае если члены ТСЖ не имеют 50% голосов от общего числа голосов собственников
  3. Право на обращение в суд с иском о ликвидации ТСЖ
  4. Какие органы власти вправе обращаться в суд с иском о ликвидации ТСЖ?
  5. Иск о ликвидации ТСЖ удовлетворен. Судебная практика
  6. В иске о ликвидации ТСЖ отказано. Примеры из судебной практики
Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна