Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Обзор "О практике рассмотрения дел по искам о признании членом семьи военнослужащего"
Обзор "О практике рассмотрения дел по искам о признании членом семьи военнослужащего"

ОБЗОР
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ИСКАМ
О ПРИЗНАНИИ ЧЛЕНОМ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

(обобщение судебной практики по гражданским делам,
рассмотренным Кольским районным судом Мурманской области в 2008 году)

Обобщение проведено в соответствии с планом аналитической работы Кольского районного суда Мурманской области на 2009 год.

В 2008 году Кольским районным судом Мурманской области рассмотрено 10 гражданских дел по искам о признании гражданина членом семьи военнослужащего. В том числе по 9 делам требования были удовлетворены, в удовлетворении 1 иска судом отказано. Все дела рассмотрены с соблюдением срока, установленного ст. 154 ГПК РФ. Обжаловано в кассационном порядке одно решение суда, которое оставлено без изменения.

Дела о признании членом семьи военнослужащего, которые рассматривались в Кольском районном суде в 2008 году, можно условно разделить на две категории в зависимости от цели обращения гражданина в суд с таким иском. Каждая из этих категорий имеет свою специфику относительно определения норм материального права, подлежащих применению по делу, и обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

Это обусловлено тем, что круг членов семьи, связанных взаимными правами и обязанностями, законодателем по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - в семейном, уголовном, жилищном, военном, административном, налоговом и т.д.

В связи с этим необходимо отметить, что круг лиц, составляющих юридическое понятие "члены семьи военнослужащего", определяется в зависимости от того, какой отраслью права и каким законодательством регулируются спорные правоотношения.

1. В первом случае признание того или иного лица членом семьи военнослужащего преследует цель распространения на такого гражданина социальных льгот и гарантий, предусмотренных для военнослужащих и членов их семей законодательством, регламентирующим статус военнослужащих.

Основные виды таких мер социальной поддержки предусмотрены Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 25.12.2008 №280-ФЗ) и включают в себя, в частности:

- выплату подъемного пособия и суточных на каждого члена семьи при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт (п.3 ст.13);

- обеспечение жильем (ст.15);

- право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (п.3 ст.16);

- обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с оплатой 50 процентов стоимости путевки, выплата денежной компенсации (п.4 ст.16);

- право на перевод в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства военнослужащего или лица, уволенного с военной службы (п.6 ст.19);

- проезд на безвозмездной основе: от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы; один раз в год - к месту использования отпуска и обратно; на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно; при увольнении военнослужащего - гражданина с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - гражданина - к избранному месту жительства (ст.20);

- бесплатная юридическая помощь органами военного управления и военной юстиции по вопросам, связанным с прохождением военной службы (ст.22),

и иные меры социальной защиты.

Согласно пункту 5 статьи 2 указанного Федерального закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

- военнослужащим и членам их семей;

- гражданам, уволенным с военной службы…, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные данным законом социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:

супруг (супруга);

несовершеннолетние дети;

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Таким образом, как видно из содержания указанной нормы, помимо лиц, прямо отнесенных законом к членам семьи военнослужащих (супруг (супруга) и дети при соответствующих условиях), имеется категория граждан, признание которых членом семьи военнослужащего носит оценочный характер.

Это лица, находящиеся на иждивении военнослужащего. Именно в отношении таких лиц органы военного управления (командование воинских частей), как правило, отказывают во внесении их в личное дело военнослужащего в качестве членов его семьи.

Как показало изучение материалов гражданских дел, в большинстве случаев до подачи искового заявления в суд военнослужащий обращается к командиру соответствующей войсковой части с рапортом о внесении того или иного лица, не являющегося супругом или ребенком военнослужащего, в личное дело в качестве члена его семьи. Мотивом отказа во внесении таких лиц в личное дело служит отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством. В некоторых случаях командиры воинских частей прямо указывают на возможность принятия такого решения только в судебном порядке, ссылаясь на "Наставление по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2005 N 085. Согласно п.5 приложения № 5 к данному приказу "Правила составления и ведения личных дел" запись сведений о семейном положении и членах семьи военнослужащего производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГС, или решений судов.

Таким образом, для внесения лиц, находящихся на иждивении военнослужащих в их личные дела в качестве членов семьи, командование воинских частей для подтверждения факта нахождения таких лиц на иждивении требует судебного решения.

Несмотря на то, что установление факта нахождения на иждивении возможно и в порядке особого производства (п. 2 ч.2 ст. 264 ГПК РФ), дела о признании граждан членами семьи военнослужащих рассматриваются судом, как правило, в порядке искового производства. Такой порядок рассмотрения отвечает требованиям ч.3 ст. 263 ГПК РФ, поскольку в данном случае имеет место спор о праве таких лиц на получение социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих, что исключает возможность их рассмотрения в особом производстве.

Вместе с тем, в 2008 году одно дело данной категории было рассмотрено судом в порядке особого производства, несмотря на то, что заявителем П. ставился вопрос не об установлении факта нахождения на ее иждивении своей матери К., а именно о признании указанного лица членом семьи военнослужащего. Как следует из заявления, целью обращения П. в суд являлось приобретение ее матерью права на социальные льготы, в том числе в виде бесплатного проезда в отпуск и обратно на основании воинских перевозочных документов. В данном случае суд не усмотрел спора о праве и рассмотрел дело в порядке главы 28 ГПК РФ, с привлечением в качестве заинтересованного лица войсковой части 90705. Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

В качестве истцов по делам данной категории выступают, как правило, сами лица, претендующие на статус члена семьи военнослужащего и на получение соответствующих социальных льгот, либо их законные представители. Это соответствует смыслу ст. ст. 3-4 ГПК РФ, согласно которым суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Вместе с тем, представляется, что не исключено обращение с таким заявлением и самого военнослужащего, если отказом во внесении в личное дело в качестве членов его семьи лиц, находящихся на его иждивении, нарушаются именно его права и законные интересы, о чем должно быть указано в исковом заявлении.

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству и их рассмотрении суду необходимо иметь в виду, что основным обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения такого дела, является факт нахождения лица, которое просит признать себя членом семьи военнослужащего, на иждивении последнего.

Как разъяснено в п.17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14.02.2000 года № 9, на неусыновленных детей супруга от другого брака, а также других родственников (не являющихся членами его семьи), социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего.

Иные обстоятельства (степень родства, совместное проживание, ведение общего хозяйства и прочее) определяющего значения для разрешения споров о праве на социальные гарантии, предусмотренные для членов семьи военнослужащих, не имеют, но могут иметь вспомогательное значение для установления факта нахождения на иждивении. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях право на те или иные льготы в соответствии с законом обусловлено дополнительными критериями, в частности, совместным проживанием с военнослужащим (например, право на обеспечение жилым помещением – ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих").

Законодательство о статусе военнослужащих не раскрывает понятия термина "иждивение", в связи с чем для его определения можно воспользоваться аналогией права, а также использовать литературное толкование данного слова.

Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" члены семьи признаются состоявшими на иждивении кормильца, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

"Современный экономический словарь" (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., ИНФРА-М, 2006) лексическое значение слова "иждивенцы" раскрывает как "лица, находящиеся на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц".

Таким образом, исходя из понятия иждивения, для установления данного юридического факта суду необходимо выяснять, является ли для заинтересованного лица помощь, оказываемая ему военнослужащим, постоянным и основным источником средств к существованию.

Доказательствами, представляемыми истцами в подтверждение данного обстоятельства, являются, как правило, справки о заработке и других доходах военнослужащего, справки о размере пенсии или стипендии и т.п. заинтересованных лиц, если они являются получателями таких выплат. Также в материалах изученных дел, как правило, имеются иные документы, характеризующие взаимоотношения между военнослужащими и лицами, претендующими на признание членами их семей: копии свидетельств о рождении и иных, подтверждающих родственные отношения, справки о составе семьи. Однако, как показало изучение таких дел за 2008 год, не всегда при их рассмотрении суд требовал от истцов представления доказательств, подтверждающих сам факт предоставления военнослужащим средств на содержание иждивенца (например, перечисление ему денежных средств, приобретение для него каких-либо материальных ценностей и пр.).

Так, при рассмотрении гражданского дела по иску М. и Ш. к войсковой части 77360 о признании членами семьи военнослужащего О. сына его жены Ш. (совершеннолетнего), дочери жены М. и сына жены М. (несовершеннолетних), суд пришел к выводу о том, что дети жены военнослужащего от предыдущих браков состоят на его иждивении. Данный вывод суда сделан на основании следующих обстоятельств: совместное проживание указанных лиц, ведение общего хозяйства, обучение совершеннолетнего Ш. в военном учебном заведении. Также судом было установлено, что супруга военнослужащего (мать указанных лиц) истица М. не работает с 05.05.2008 года, отец несовершеннолетних М. и М. умер. К сожалению, в решении суда не дана оценка тому обстоятельству, что несовершеннолетние М. и М. являются получателями пенсии по потере кормильца. Суд не предложил истцам представить доказательства и не установил, получает ли Ш. стипендию или иное государственное обеспечение при обучении в военном учебном заведении. Судом не установлено, каким образом военнослужащий О. предоставляет средства к существованию Ш., обучающемуся в г. Ярославле; документы, подтверждающие перечисление денежных средств, в деле отсутствуют. Не выяснено, в каком размере получала истица М. пособие по безработице, размер ее заработка до увольнения и после трудоустройства (в деле есть справка о ее состоянии на учете в Центре занятости населения и о ее трудоустройстве с 24.10.2008 года). Кроме того, суд не учел, что согласно трудовой книжке М. была уволена по сокращению штата и в силу ст. 318 ТК РФ имела право на получение среднемесячного заработка в течение шести месяцев со дня увольнения. Справка о размере получаемых ею денежных средств судом не истребована, соответственно, не дано оценки тому обстоятельству, являлись ли эти средства достаточными для самостоятельного содержания М. своих несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ. Вместе с тем, суд признал указанных лиц членами семьи военнослужащего и обязал командира в/ч 7 включить их в его личное дело с целью распространения на них льгот и гарантий, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих". Решение не обжаловано и вступило в законную силу.

По гражданскому делу по иску И. к войсковой части 7 о признании членом семьи военнослужащего И. дочери его жены от первого брака несовершеннолетней М. в целях получения льгот и гарантий, предусмотренных законом "О статусе военнослужащих", суд также удовлетворил заявленные требования. При этом в заочном решении суда вывод о признании М. членом семьи военнослужащего И. сделан в связи с установлением факта ее вселения в таком качестве и ведения общего хозяйства в соответствии ст. 69 Жилищного кодекса РФ. Истица И. указывала, что средства на содержание ее дочери предоставляет ее супруг И., поскольку она нигде не работает, однако какие-либо доказательства в подтверждение данного обстоятельства (копия трудовой книжки или иные) представлены не были. Судом не проверялось, получает ли несовершеннолетняя М. пенсию по потере кормильца в связи со смертью ее отца. Не дана в решении суда оценка и тому обстоятельству, что М. зарегистрирована в квартире И. по месту пребывания до 04.10.2009г., что ставит под сомнение факт ее вселения для постоянного проживания в качестве члена семьи нанимателя. Какой-либо акт, подтверждающий фактическое совместное проживание и ведение общего хозяйства, судом истребован не был. Вместе с тем, решение суда также ответчиком не обжаловано и вступило в законную силу.

Удовлетворены судом и требования о признании членом семьи военнослужащего Б.А.Ю. матери его жены Б.Р., сына его жены С.А. и дочери его жены Б.А.А. (все истцы совершеннолетние). Указанные лица также претендовали на получение социальных льгот в виде компенсации за санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно, медицинское обслуживание, но командиром войсковой части во внесении их личное дело военнослужащего было отказано. При удовлетворении иска суд также исходил из совместного проживания указанных лиц с военнослужащим, ведения общего хозяйства. Кроме того, суд учел нетрудоспособность и инвалидность матери его супруги Б.Р., обучение С.А. и Б.А.А. в высших учебных заведениях в г.Москва, пенсионный возраст супруги истца. К сожалению, сведения о доходах указанных лиц представлены не были и судом не исследовались. Согласно справке ф.9 указанные лица не были вселены в квартиру военнослужащего Б.А.Ю., напротив, он вселился в квартиру своей жены, когда она уже проживала в данном жилом помещении вместе с детьми длительное время. Решение суда вступило в законную силу.

Напротив, по гражданскому делу по иску Е. к войсковой части 2 о признании ее членом семьи военнослужащего Д., суд отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку факт нахождения истицы на иждивении Д. не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Свои требования Е. основывала на том, что Д. является супругом ее матери, которая нигде не работает; родной отец истицы выплачивает алименты на ее содержание, но ниже прожиточного минимума. Она обучается в университете по очной форме обучения, признание членом семьи военнослужащего необходимо для пользования социальными льготами. Однако в судебное заседание истицей не были представлены доказательства, подтверждающие, что Д. регулярно предоставляет ей денежные средства, которые являлись бы для нее единственным или основным источником дохода. Судом было установлено, что родной отец истицы (который также является военнослужащим) продолжает предоставлять ей средства на содержание в добровольном порядке даже после ее совершеннолетия, производит оплату обучения и проживания в общежитии. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о невозможности отнесения Е. к членам семьи военнослужащего Д. с целью распространения гарантий и компенсаций, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих". Определением Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба Е. – без удовлетворения.

2. Вторая разновидность дел данной категории, рассмотренных в 2008 году Кольским районным судом, связана с признанием гражданина членом семьи военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, с целью обеспечения жильем применительно к условиям федеральной целевой программы "Жилище".

В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Согласно ст.23 указанного Федерального закона военнослужащим – гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица, обеспечиваются жильем в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", входящей в состав ФЦП "Жилище".

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 2 указанного постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В силу пп."а" п.17 данных Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил (в том числе военнослужащих).

Таким образом, при рассмотрении и разрешении дел о признании членом семьи военнослужащего применительно к законодательству, связанному с обеспечением жильем с помощью государственного жилищного сертификата (ГЖС), имеются некоторые отличия по сравнению с делами о правах на получение иных социальных льгот и гарантий, предусмотренных для военнослужащих и членов их семей.

Как видно из вышеприведенных нормативных правовых актов к членам семьи гражданина – участника подпрограммы, в рамках которой обеспечиваются жильем военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, относится несколько иной, более широкий круг лиц. Так, Постановлением Правительства РФ, определяющим порядок получения ГЖС, к их числу отнесены не только супруг (супруга) и дети, но и родители гражданина-участника подпрограммы. Также допускается признание в судебном порядке членами семьи такого гражданина других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и, в исключительных случаях, иных лиц, постоянно проживающих с данным гражданином.

Исходя из содержания указанных норм, регулирующих данные правоотношения, должны определяться судом обстоятельства, подлежащие установлению по делам данной категории. Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000г. №9 разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения отнесены проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Судебная практика Кольского районного суда показывает, что по всем гражданским делам о признании граждан членами семьи военнослужащих применительно к условиям реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы именно эти обстоятельства исследовались судом.

Так, по гражданскому делу по иску Ш.О. к войсковой части 2 о признании членом семьи ее внучки Ш.В. применительно к условиям указанной подпрограммы, установлено, что совместно с истицей проживают и ведут обще хозяйство ее сын Ш.С., дочь Ш.Д. и внучка Ш.В., 2007 года рождения. Решением жилищной комиссии в/ч 2 истица, ее сын и дочь включены в число граждан – участников подпрограммы для обеспечения ГЖС, во включении внучки в число граждан – участников подпрограммы отказано. Суд принял во внимание, что несовершеннолетняя Ш.В. в силу ст. 54 СК РФ, ст. 20 ГК РФ должна проживать со своей матерью, признанной членом семьи военнослужащего для обеспечения ГЖС, девочка вселена в квартиру истицы в качестве члена ее семьи. В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Ш.В. членом семьи военнослужащего.

При аналогичных обстоятельствах решением суда по иску К.Л. к войсковой части 7 была признана членом семьи истицы ее внучка К.Е. применительно к условиям реализации указанной подпрограммы. Судом установлено, что истица является военнослужащей и участвует в указанной подпрограмме. Мать несовершеннолетней К.Е. (дочь истицы) признана членом ее семьи для обеспечения ГЖС, дочь и внучка истицы фактически находятся на ее иждивении. Данные обстоятельства послужили достаточным основанием для признания К.Е. членом семьи военнослужащей.

По иску Д. к войсковой части 7 о признании членом семьи военнослужащего матери жены истца Л. суд также пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из совместного проживания указанных лиц в качестве членов одной семьи на протяжении длительного времени, ведения ими совместного хозяйства, наличия общего бюджета. Также было установлено, что Л. фактически находится на иждивении своей дочери и ее супруга – истца Д., поскольку получаемой ею пенсии недостаточно. Другого жилья Л. не имеет, ранее занимаемое ею служебное жилое помещение сдала, по смыслу ст. 69 ЖК РФ истица является членом семьи военнослужащего, в связи с чем суд признал за ней право на участие в подпрограмме от 17.09.2001г.

По иску Б. к Объединенному военному комиссариату Кольского района истица была признана членом семьи супруга своей дочери С. – лица, уволенного с военной службы, состоящего на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. В судебном заседании нашел свое подтверждение факт их совместного проживания в качестве членов одной семьи, ведение общего хозяйства, оказание С. материальной помощи Б., являющейся для нее основным источником средств к существованию.

Также судом были удовлетворены исковые требования З.Н. о признании ее несовершеннолетнего сына от первого брака З.А. членом семьи военнослужащего З.В. – супруга истицы. При рассмотрении дела было установлено, что все указанные лица совместно проживают в одном жилом помещении в качестве членов одной семьи, ведут общее хозяйство, З.В. принимает участие в содержании и воспитании несовершеннолетнего, родной отец которого более 10 лет контакта с сыном не поддерживает, алименты не выплачивает, его фактическое местонахождение неизвестно. Иного жилья З.А. не имеет, его мать признана членом семьи З.В., при переезде семьи к новому месту жительства несовершеннолетний также будет проживать с матерью и отчимом, в связи с чем для реализации его жилищных прав, находя данные обстоятельства исключительными, суд посчитал возможным признать его членом семьи З.В. применительно к условиям подпрограммы.

По всем указанным делам решения суда не обжаловались и вступили в законную силу.

Как видно из приведенных примеров, в качестве истцов по указанным делам выступали как сами военнослужащие, так и сами лица, претендующие на обеспечение ГЖС в качестве членов их семей. В данном случае это соответствует требованиям ГПК РФ, поскольку правоотношения по обеспечению сертификатом возникают между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и военнослужащими. Размер социальной выплаты на приобретение жилья определяется с учетом членов семьи военнослужащего, в связи с чем невключение кого-либо из них в состав семьи военнослужащего затрагивает жилищные права всей семьи.

В качестве доказательств при рассмотрении дел данной категории судом принимались документы, выдаваемые органами ЗАГС, подтверждающие родственные взаимоотношения, а также доказательства, подтверждающие иные обстоятельства, имеющие значение для дела (сведения о доходах, об отсутствии другого жилья и пр.). Материалы всех изученных гражданских дел содержат справки формы 9 о составе семьи, документы, свидетельствующие о фактическом совместном проживании и ведении общего хозяйства заинтересованных лиц с военнослужащими (в частности, акты обследования условий жизни), поскольку члены семьи военнослужащих имеют право на обеспечение жильем с помощью ГЖС лишь в случае совместного проживания с военнослужащим. Также при рассмотрении таких дел суду необходимо предлагать истцам представить в суд документы, свидетельствующие о том, что военнослужащий, о признании членом семьи которого заявлено требование, является участником указанной Подпрограммы. Это обусловлено тем, что участие в данной Подпрограмме является добровольным, и наличие у военнослужащего права на обеспечение жильем в таком порядке не свидетельствует о том, что он изъявил желание реализовать право на жилье именно в таком порядке.

Подводя итог сказанному, хотелось бы обратить внимание на один момент, общий для всех дел о признании лиц членами семьи военнослужащих, независимо от цели обращения. Согласно ст.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Как правило, финансирование социальных гарантий и компенсаций для военнослужащих и членов их семей, в том числе связанных с обеспечением жильем, осуществляется за счет федерального бюджета. Таким образом, при разрешении споров о признании тех или иных лиц членами семьи военнослужащих, необходимо помнить, что удовлетворение такого иска повлечет за собой в последующем для реализации их прав расходование бюджетных средств, которое должно являться исключительно целевым. Рассмотрение таких споров затрагивает не только частные интересы военнослужащих и членов их семей, но и в определенной степени интересы государства, поэтому суду следует уделять особое внимание надлежащей подготовке данных дел к судебному разбирательству и их правильному и своевременному рассмотрению и разрешению.

Судья Кольского районного суда Булыгина Е.В. 15.06.2009г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна